История авиакомпании AZUR air — это пример стремительного развития и фокусировки на стратегически важном сегменте туристических перевозок. Компания была создана на базе авиакомпании «Катэкавиа», которая с 1995 года выполняла полеты по внутренним направлениям и являлась дочерней структурой «ЮТэйр».

Основание и ранние годы (2014–2015)

В 2014 году руководством «Utair» было принято решение о выделении чартерного направления в отдельную структуру. В октябре того же года «Utair» продал «Катэкавиа». Новая команда управленцев провела полный ребрендинг. Флот «Катэкавиа» был переведен в другую компанию, а AZUR air получила свой первый лайнер — Boeing 757-200.

Первый полет под брендом AZUR air состоялся 17 декабря 2014 года по маршруту в Шарм-эль-Шейх. Этот момент стал фактическим днем рождения нового крупного игрока на рынке. В течение первого года работы флот компании активно рос и к концу 2015 года насчитывал уже четырнадцать самолетов двух типов: Boeing 767-300 и Boeing 757-200.

Осень 2015 года ознаменовалась важным юридическим шагом: компания была полностью выведена из-под контроля «ЮТэйр», став самостоятельной и независимой. Произошло переименование юридического лица в ООО «АЗУР эйр» и произведена замена сертификата эксплуатанта.

Выход на международный рынок (2016–2017)

С февраля 2016 года авиакомпания AZUR air получила официальный допуск от Росавиации к выполнению международных маршрутов на регулярной основе, что значительно расширило ее возможности. Компания быстро завоевала признание в отрасли, став стратегическим партнером одного из крупнейших туроператоров, Anex Tour.

Успехи не остались незамеченными. В рамках престижной Национальной отраслевой премии «Крылья России», авиакомпания AZUR air признавалась лучшей в номинации «Чартерные перевозки» в 2016 и 2017 годах, а также становилась дипломантом в номинации «Международные перевозки» в те же годы.

В 2017 году началась международная экспансия бренда: 3 июля 2017 года свой первый рейс выполнила дочерняя авиакомпания Azur Air Germany из Дюссельдорфа, ориентированная на европейский туристический рынок.

Операционные вызовы и укрепление (2017–2018)

Период бурного роста сопровождался и сложностями. В 2017 году компания столкнулась с претензиями со стороны Роспотребнадзора и штрафами за неоднократные задержки рейсов, связанные с высокой загрузкой и недостатком резервных мощностей.

В январе 2018 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) потребовало от AZUR air и ряда других чартерных перевозчиков сократить полетные программы из-за нехватки резервных бортов. 2 февраля 2018 года Росавиация временно ограничила срок действия сертификата эксплуатанта компании до 20 марта, что вызвало широкий резонанс и привело к требованию Ростуризма прекратить продажи путевок с перелетом рейсами AZUR air.

Руководство авиакомпании успешно справилось с вызовами: были устранены выявленные нарушения, оптимизировано расписание и усилен флот. 19 марта 2018 года Росавиация сняла все ограничения, подтвердив соответствие компании авиационным стандартам.

Важным стратегическим шагом в 2018 году стал перевод всех московских рейсов в Международный аэропорт Внуково, который с 1 октября стал новым базовым аэропортом перевозчика.

Лидерство и современность (2019 – н.в.)

Преодолев трудности, AZUR air укрепила свои позиции. Признание вышло на мировой уровень: по версии международной туристической премии World Travel Awards, компания была названа «Лидирующей чартерной авиакомпанией Европы» в 2020 и 2021 годах, а также «Лидирующей чартерной авиакомпанией мира» в 2020 году.

В марте 2022 года авиакомпания, как и многие российские перевозчики, временно приостановила международные рейсы, но смогла оперативно перестроить маршрутную сеть и возобновить полеты по доступным зарубежным направлениям.

Летом 2023 года компания обеспечивала до 130 перелетов в неделю в Египет, Турцию и Таиланд. В том же году были запущены новые востребованные направления, включая рейсы на Занзибар и прямые перелеты из Сочи в Пхукет. Зимний сезон 2024-2025 годов ознаменовался запуском чартеров на Гоа, Шри-Ланку из Сочи и возобновлением полетов во Вьетнам (Нячанг) в марте 2025 года, а также пополнением флота новым Boeing 757-200.

Основные этапы развития

Год Событие
2014 Основание на базе «Катэкавиа», первый полет под брендом AZUR air (17 декабря)
2015 Полная независимость от «ЮТэйр», переименование в ООО «АЗУР эйр»
2016 Допуск к регулярным международным рейсам, первая награда «Крылья России»
2017 Запуск дочерней авиакомпании Azur Air Germany
2018 Преодоление ограничений Росавиации, перебазирование в аэропорт Внуково
2020 Звание «Лидирующей чартерной авиакомпании мира» (World Travel Awards)
2022–2023 Возобновление международных программ, запуск рейсов в Африку и Таиланд из Сочи
2024–2025 Расширение сети (Гоа, Шри-Ланка), возобновление полетов во Вьетнам

Сегодня AZUR air (юридическое название ООО «АЗУР эйр») — крупнейшая чартерная авиакомпания России, входящая в рейтинг RAEX-600. Под руководством генерального директора Евгения Борисовича Королева, перевозчик продолжает выполнять рейсы из десятков городов России по востребованным международным туристическим направлениям.